Ещё один старый и любимый фильм по Кингу. Точнее, шестичасовой сериал. Который я в первый раз посмотрела, поставив на "стоп" только один раз (ну, да - физиология ).
Итак, "Противостояние" (в оригинале "The Stand" ) - снят в 1994 году:
Сейчас всё обещают новое "Противостояние" - так пока не сняли поговорю про старое.
Если кто вдруг не читал - это нормальный такой постапокалипсис. Кто-то неосторожно разбил пробирочку, где-то недостаточно быстро сработало реле - и солдат, охранявший американскую военную базу, специализирующуюся на бактериологическом оружии, успел сбежать вместе с семьёй раньше, чем заражённая территория законсервировалась. Прежде чем умереть на заправке в маленьком техасском городишке Арнетт (его жена и дочь к тому времени уже мертвы) он успевает проехать солидный кусок страны - по дороге заправляясь, покупая еду - и заражая. А дальше всё, как положено - изоляция городка, войска, "информация закрыта для прессы", "это просто новый штамм гриппа, не паникуйте. оставайтесь в постели и пейте побольше жидкости", переполненные больницы, потом - тела, которые грузят на корабли и сбрасывают в море, так как похоронные службы не справляются. В какой-то момент правительство решает, что дабы мировое сообщество не обвинило в разработке этой дряни Штаты - эта дрянь должна появиться во всём мире, и агенты в других странах вскрывают переданные им контейнеры, после чего катастрофа становится мировой (да, я всегда знала, что Кинг не питает иллюзий по поводу правительства своей страны ).
читать дальше
Действие в книге развивается в таком хорошем, мерном ритме шага, ужас накрывает неспешно, зато качественно. Как говорит про неё моя дочь - "да ничего страшного на самом деле - пока рядом с тобой в метро кто-то не чихнёт". В фильме, конечно, темп повыше, но всё равно выдержан хорошо (и отлично подчёркнут музыкой). Очень здорово выбраны детали, которые надо оставить. К примеру, случаев "подавления прессы" сохранено аж целых два - из трёх книжных. Особенно сильно получился этот:
Имени актрисы кажется даже нет в титрах - возможно потому, что эпизод слишком мал. Но это великая Кетти Бейтс - любимая актриса Кинга (кстати, сыгравшая безумную Энни Уилкс в "Мизери" и Долорес в "Долорес Клейнборн" ). Роль в "Противостоянии" крошечная, но Бейтс сыграла её на полную мощь - как и всегда. В книге этот герой был мужчиной - ведущий прямого эфира, который решил рассказать своим слушателям правду об эпидемии (кстати, сам он болен не был ) и был пристрелен солдатами. В фильме весь эпизод влез минуты в три - профиль героини, её короткие вопросы, голоса отчаявшихся людей и повторяющиеся рефреном деловитые позывные "Пять-пять-пять - говорите, пять-пять-пять - не молчите" - но как же это жутко.
А вот Кетти Бейтс, кстати, в "Мизери" - между прочим, за эту роль ей дали "Оскара":
А потом эпидемия идёт на спад, оставив в живых менее одной десятой процента населения. Эти выжившие - не самые умные, не самые молодые, не самые здоровые и уж точно не самые праведные - лишь самые способные видеть сны, те, у кого "сновидческий" период занимает большую часть ночи. Одним словом, живые приёмники, настроенные ловить две передачи - сны о тёмном человеке, сулящем исполнение желаний и сны о старой негритянке, сидящей со своей гитарой на крыльце старого дома где-то в Небраске.
Это можно сказать "первый официально зарегестрированный приёмник" - Стью Редман (Гэри Синиз ). Можно считать его главным героем (на самом деле, один из десятка главных героев ). с ним мы знакомимся в самом начале - он был на той самой бензоколонке, где закончился путь беглого солдата и единственный из всего городка не заразился супергриппом. Нормальный техасский мужик - малообразованный и хреново зарабатывающий... на самом деле Стью - тот, кем мог бы стать Кинг, не будь в нём такой адской жажды делиться своими фантазиями.
Ещё один представитель "светлой стороны" - музыкант Ларри Андервуд (Адам Сторк ) - и таким Кинг тоже мог бы стать (учитывая его попытки играть рок ).
И опять выбор актёра идеально ложится на книжного героя. Ларри Андервуд, написавший хит "Детка, сможешь ли ты найти своего парня" перед самой эпидемией и даже не успевший потратить свои гонорары. Тот же типаж, что и мой любимый Оуэн Харпер в Торчвуде (или Энди в кинговской "Тёмной башне" ) - сообразительный, ехидный, одновременно трусливый и отважный (в смысле, вполне способный удрать от опасности, если нет свидетелей, но легко идущий на подвиг. если есть хотя бы пара восхищённо следящих глаз ), неуверенный в себе, живущий под внутренним приговором "Ты - не хороший парень!"
Его спутница Надин Кросс (актриса Лаура Сан Джакомо) пожалуй дальше всех ушла от своего прообраза - для начала, в неё засунули сразу двух героинь - Риту, с которой Ларри Андервуд покидает Нью-Йорк( потому что "большое яблоко" отчётливо гниёт ) и, собственно, Надин, которую в книге он встречает уже после гибели Риты. Если книжная Надин - несомненная история борьбы, сложный баланс между добром и злом, чистотой и вожделением, то Надин в фильме с первого кадра выглядит стоящей на тропе безумия, по которой она сначала идёт мелкими шажками, а потом бежит - до самого падения.
Френсис Голдсмит (Молли Рингуолд ) и Гарольд Лаудер (Корин Немек ):
Она - студентка, ровно перед эпидемией обнаружившая, что немножко беременна, он - безнадёжно влюблённый в неё младший брат её школьной подруги. Два выживших на целый город. Они совсем не такие, как в книге - в фильме на Френни не давит властная, холодная мать, а Гарольд из юного слона весом в двести с лишним фунтов
превратился в хрупкого слегка прыщавого ботаника (впрочем, в весе слона он тоже был ботаником ), Но как-то это отступление от текста не бесит. Бесит, пожалуй, что Гарольда было мало. В книге это очень интересный герой (и опять-таки "тот, кем мог бы стать Кинг" при несколько иначе сложившихся условиях ).
Это Ник Андрос (Роб Лоу ) - глухонемой парень, большую часть жизни провёдший в приютах и внезапно ставший бессловестным лидером группы выживших.
Том Каллен (Билл Фагербакке ) - местный юродивый, безумный голос божий " - здоровенный дядя с разумом ребёнка, в фильме заполнивший свой вымерший город манекенами, чтобы не ощущать себя одиноким:
Если есть "белый юродивый", то должен быть и "тёмный" - "Мусорный бак" (канадский актёр Метт Фрюэр ) - свихнувшийся пироманьяк с интуитивным пониманием техники:
У Кинга, кстати, забавная теория, что в случае Апокалипсиса и разделения на агцев и козлищ большая часть технарей окажется на стороне дьявола. Потому что у них есть привычка к порядку, а у того будет порррядочек, дисциплинка и все поезда по расписанию. Не знаю, будет так или иначе, но в одном Кинг прав - добродушные люди довольно часто одновременно раздолбаи.
Местная мессия - роскошная старая черепаха с гитарой - матушка Абигайль. "Мне сто шесть лет, и я всё ещё сама пеку себе печенье", "Да, я слышу тебя, Господи, слышу...", "Бог посылает силы, а не такси":
Руби Ди в этой роли - идеальный выбор - просто идеальный.
И, удивительно, но в фильме удалось передать почти без слов то, на что в книге потрачено очень много слов - сложные отношения Кинга с богом и то, что он думает о мессианстве (особенно когда ты нихрена не хочешь быть мессией ). Вот просто физически ощущаются эти его метания между "Я слышу тебя, Господи, слышу..." и "Когда я увижу Бога - я первым делом врежу ему по яйцам!"
И для симметрии - это наш здешний дьявол Рендалл Флэгг (Джейми Шеридан):
Рендалл Флэгг у Кинга появляется много где, включая "Глаз дракона" и "Тёмную башню" (где его таки в конце концов убьют ). Поначалу выбор актёра мне не понравился, но потом... в принципе, у него есть описанное Кингом открытое злое веселье - такая чистая сияющая радость от того, что кто-то рядом сломал ногу. На самом деле, когда фильм только собирались снимать, думали - не взять ли на роль Флэгга Николсона. Что было бы, конечно, великолепно, но при наличии машины времени - слишком уж кандидат был не юн.
................................................................................................................
Про сюжет я дальше рассказывать не буду, потому что какой сюжет может быть у постапокалипсиса - неизменный кинговский "взбивай масло, лягуха, авось выберешься, но даже если и не выберешься - взбивай до последнего". Причём это "работай лапками" может относиться к чему угодно. Когда старый профессор социологии опять таки оставшийся совершенно один в этом вымершем мире каждый день грузит на тележку этюдник, краски, еду и пиво, идёт куда-нибудь в поисках натуры и пишет пейзажи потому что: "я сказал себе, что в данный момент я здесь лучший пейзажист" - это тоже про "работай лапами".
.................................................................................................................
Когда я собирала картинки к этому тексту, то попутно перечитала немало отзывов о фильме. Половина из них "затянуто, нудятина и совсем не страшно". В качестве примера "как надо страшно" рядом приводился какой-нибудь классический японский ужас с вывернутыми шеями, белыми глазами и растущими из-под кровати чёрными волосами. А мне такое не то, чтобы не страшно... а так - нервощекочуще, как рассказы о чёрной руке в пионерском лагере. А Кинг страшен именно обыденностью и достоверностью происходящего - вот в волосы из-под кровати я не верю, а в то, что в умирающей стране правительство приложит все усилия, чтобы прикрыть свою жопу - даже ценой жизни населения остального мира - вот в это верю.
..................................................................................................................
А вот за это я злюсь на многие фильмы по Кингу:
Просто "дорогой режиссёр и дорогой мистер Стивен Кинг, если у вас остался лишний миллион - не тратьте его на доклейку дьяволу рогов и имплантацию ему в глаза лампочек. Лучше снимите ещё один эпизод, который вы сократили. Потому что у вас и без рогов страшно, а рога сильно удешевляют картинку, бросайте ребячиться, пора царствовать".