И ещё про старые фильмы.
На этот раз - волшебнейший фильм Терри Гиллиама "Приключения барона Мюнхаузена".
Год: 1988, страна: Великобритания, Германия (ФРГ); режиссер: Терри Гиллиам; сценарий: Терри Гиллиам, Чарльз МакКиоун; продюсер: Рэй Купер, Джэйк Эбертс, Стрэттон Леопольд; оператор: Джузеппе Ротунно; композитор: Эрик Айдл, Майкл Кеймен; бюджет: $46 630 000; премьера (мир): 8 декабря 1988; время: 126 мин
актеры: Джон Невилл, Эрик Айдл, Сара Полли, Оливер Рид, Уинстон Дэннис, Валентина Кортезе, Джонатан Прайс, Билл Патерсон, Ума Турман, Робин Уильямс и др.Давным-давно, году, пожалуй, в 92 или 93 я обнаружила, что у "Сказки странствий" - одного из самых прекрасных фильмов моей юности - есть брат-близнец, рождённый шестью годами позже и за 46 с солидным хвостиком миллионов долларов. Помимо этого, сами понимаете, имелись ещё некоторые различия - к примеру, он был про барона Мюнхаузена. И всё равно они были безумно схожи - не сходством оригинала и копии, а как, скажем, две великолепные Мадонны, написанные один и тот же век, с соблюдением одних и тех же канонов, но одна, предположим, кисти Ботичелли, а вторая (не будем мельчить) - Леонардо. И поди-ка выбери, кто тут круче.
Оба эти фильма невероятно красивы. Причём не компьюторно-картиночной гладенькой красотой, а роскошной красотой театра - с настоящим бархатом и подлинными лохмотьями, с пятнами нарисованного румянца на скулах, с богатым и неправдоподобным светом, с ощущением средневековой мистерии в "Сказке" и барочных оперных постановок - в "Мюнхаузене" - так чтобы амурчики порхали, спущенные на лонжах, поднимались и опускались волны из крашеного холста, механический зверь вставал на дыбы и рычал, с потолка сыпались розы, под ногами разверзалась сцена и оттуда поднимались языки адского пламени из алого атласа, подсвеченного факелами. И никаких вот этих ваших психологических тонкостей - "представьте себе всю красоту этой дамы и восхититесь", "подумайте об этом отвратительном деянии и ужаснитесь" - ужасаться и восхищаться "по-воображению" будете после фильма, а в фильме для каждого страха и чуда вам выдадут чёткую картинку. А уж дама-Чума ли едет по умирающему городу на огромном коне, или гигантский скелет-Смерть летит, трепеща лохмотьями по ветру словно дементор, пытаясь догнать неубиваемого барона - это уже тонкости сценария, возрастного допуска и возможности бюджета.
читать дальше
Ещё один общий момент со "Сказкой..." - практически одна главная героиня на двоих. В "Сказке..." это Марта, которая: "Мы ищем брата, ищем брата, вставай, ленивая философствующая тварь, поднимайся, мы ищем брата!" В "Мюнхаузене" - девочка Салли, которая: "Мы должны спасти город, спасти город, не отвлекайся, старый погрязший в воспоминаниях и бабах козёл!" - и ни та, ни другая не даёт герою спокойно жить (и спокойно умереть) и заставляет и жить крайне нерво и умирать почти на бегу. Придушить их мне за это хочется невероятно (хотя понятно, что без них кинЫ бы не было). Хотя девочка в "Мюнхаузене" меня бесит чуть меньше - и потому, что реально маленькая, и потому, что гоняла бедного старика с такой скоростью, что смерть за ним постоянно не успевала.
В остальном сюжеты, конечно же, вовсе не схожи - в "Сказке..." - квест, бесконечно долгий поиск пропавшего брата с потерей по дороге всего, что только можно потерять (включая способность прощать), "Мюнхаузен..." - история в истории, начавшаяся с театрального представления в осаждённом городе и проросшая подлинными приключениями барона. Прервав спектакль, где "всё неправда", дряхлый старик рассказывает публике о причине войны с султаном - и оказывается буквально пленён настырной девчонкой, которой нужно, чтобы он спас город от турков. И он спасёт, конечно. Только отстань, девочка... ("Несносный ребёнок, ты хоть раз дашь мне спокойно умереть?"(с)
А пока будет спасать (точнее - собирать спасательную команду) , слетает вместе с назойливой мелюзгой на Луну (случайно угробит там императора Луны и неслучайно соблазнит его жену), свалится оттуда в кратер вулкана Этна и почти уведёт у бога Вулкана Венеру, поплавает в брюхе гигантской рыбы и вытащит себя (вместе с конём) за косичку из моря.
А вот и Венера (Ума Турман на фоне ботичеллиевской ракушки несказанно хороша (жаль, не нашла кадра покрупнее):
Фильм идёт всего 126 минут. Два часа - фигня по современным меркам. Но полное ощущение, что Гиллиам научился растягивать время - столько он в него исхитрился впихнуть. Причём сделал это совершенно не ускоряя темпа - детально, неспешно, смакуя подробности. Так что успеваешь рассмотреть и зооморфное литьё турецких пушек, и "пыточный орган" султана, и волшебную театральную машинерию, и разметавшиеся рыжие патлы и полуистлевшие чёрные перчатки Смерти, и совершенно раблезианский по задумке (и опять таки барочный по исполнению) воздушный шар, собранный из бутафорского корабля и дамских кружевных панталон (всевозможное воздухоплавание - любимая фишечка Гиллиама). Всё-таки 46 миллионов в конце двадцатого века были солидными деньгами, и на них можно было сочинить массу красивых фишечек.
Ну и немножко картинок:
Полёт:
Император и императрица Луны:
Спуск с Луны:
Венера и Вулкан:
Власти осаждённого города - местного "слугу народа" играет Джонатан Прайс (сыгравший главного героя в гиллиамовской "Бразилии" ) - здесь у него получился отличный бюрократический мерзавец:
И ещё его (жаль нет кадра, где из каменной смерти вылетает реальная ):
Финал:
Кстати, и у "Сказки странствий" и у "Приключений барона Мюнхаузена" есть ещё одно сходство - оба фильма практически провалились в прокате и при этом совершенно точно оказались в "золотой копилке кинематографа".