Немножко про "берлинские потрясения".

У меня есть идиотская и очень непрофессиональная особенность - я напрочь не помню, в каком музее что находится (кроме каких-то картин уровня "жи-ши-пиши с буквой "и" - в смысле "Мона Лиза точно в Лувре" ). Поэтому я совершенно не ожидала наткнуться в берлинской галерее старых мастеров на копию "Страшного суда" Босха, написанную Лукасам Кранахом. Хотя сама, думаю, раз пять своими руками набивала в статьях "адрес" этой вещи. Но вот идёшь - а она тут. В полный размер. Звучным цветом. С изумительно точно скопированными монстрами и совершенно другими людьми. Нет, Кранах честно расставляет их по местам, задуманным Босхом, но полностью переписывает.

Люди Босха в многофигурных композициях (я не говорю о таких вещах, как "Несение креста" ) всегда восхищали меня своей изысканной кукольностью, бесполостью, безэмоциональностью - изумительно написанный стаффаж, который подвергают то наслаждению, то страданиям. Жизнелюбу Кранаху они явно поперёк горла, и он переписывает их, делая лица чуть эмоциональнее, бедра дев - пышнее, движения - легче. Их тела светятся, волосы вьются, они излучают соблазн - тот милый, кукольный, сказочный соблазн, которым проникнута большая часть полотен Кранаха.
Ну и примеры.

Адам, Ева и Змей Босха:



И Кранаха: