Пересмотрела один из самых странных и прекрасных сказочных фильмов. Не с точки зрения "вау, какой дракончик! химерочка, спецэффектики", а "вау, какая история!"
Фильм "Филипп Траум" был снят Игорем Масленниковым (да-да, тот, что сделал нашего классического "Шерлока Холмса" ) по "Таинственному незнакомцу" Марка Твена и, как это часто бывает, к книге имеет отношение... э-э-э... дальнеродственное. Примерно как фильм "Иствикские ведьмы" с Джеком Николсоном к одноимённой книге Апдайка. Но что бы это его портило.
Показали его всего один или два раза. Первый раз - в 1991 году, и я это помню - просто включила телевизор, услышала скрипучую, мрачную органную музыку - и всё, пропала.
Снят фильм был по большей части в Чехии (где ещё советскому режиссёру взять приличное средневековье - Прибалтика и Чехия) и местами остро напоминает ещё пару наших гениальных "старых недобрых сказок, от которых дети будут плакать ночью" - "Легенду о Тиле" Наумова и Алова и "Сказку странствий" Митты. Хотя в Трауме ужасы, конечно, решены потоньше, чем в "Тиле..." и "Сказке..." - никаких тебе вздёрнутых на дыбу и заживо замурованных под гогот толпы на глазах зрителя. И ведьму за шашни с дьяволом будут жечь за кадром. А вот разговаривать с ним единственный раз в своей жизни она будет в кадре - снимет симпатичному чужестранцу головную боль и получит от него в благодарность яблоко (потому что деньги в этой жизни ей уже не пригодятся).
Вот так, собственно, и выглядит здешний сатана - Филипп Траум (траум - сон, мечта) - белокурый юноша с прозрачными глазами (Габриэль Воробьёв, сыгравший эту роль - частичный альбинос), пришедший в средневековый городок, сходу подружившийся с тремя мальчиками (один из которых - сын судьи, другой - органиста, а третий - трактирщика) и начавший выполнять их желания. Сцена "рассекречивания инкогнито" отдельно хороша:
При выполнении желаний никаких глупостей "в обмен на твою бессмертную душу" здесь нет - всё исключительно по дружбе.
(простите, кат раз за разом отказывается работать, так что терпите "простыню" )
Вот собственно так и подружились - ели поджаренный на костре хлеб и говорили о том, что в детстве все ангелы.
Но, сами понимаете, с исполнением всё выходит непросто - именно потому, что желания у мальчиков крайне незамысловатые (к примеру, чтобы здешний священник - добрейший отец Питер хоть немножко разбогател ) и просчитывать на три хода вперёд они неспособны. А сатане такие желания и вовсе скучны (какой-то невнятный отец Питер вместо интересной беседы) и желания он выполняет без огонька - хорошо, найдёт любезный вашему сердцу священник кошелёк, полный золота, а что его обвинят в краже этого кошелька - ну, извините, так получилось.
А потом мальчиков из трёх станет два, потому что одному из них судьбой предначертано застудиться, спасая из пруда соседскую девочку и двадцать лет пролежать в параличе, но "Добрый Филипп Траум, вы же всё можете!" "Хорошо. паралича не будет". Конечно не будет, потому что мальчик утонет сразу.
"Мы хотим. чтобы отца Питера отпустили и он был счастлив" - конечно он будет счастлив - полностью сойдя с ума в тюрьме и уехав с комедиантами, которым как раз нужен кто-то на роль "в пьесу про безумного короля" - это был изумительно изящный момент - священника играл великий Юри Ярвет, сыгравший и великолепного короля Лира в нашем старом фильме.
Вот так это выглядело (Юри Ярвет - король Лир, Олег Даль - шут):
А вот Ярвет в Филиппе Трауме ("Но это не мой кошелёк! мой был тощий, а здесь полно золота" и "Я проклял ну всех дочерей моих за ложь любви!")
Кроме Юри Ярвета там был ещё один из великих стариков - Евгений Весник играл старого рыцаря, ныне смотрителя замка (в замке у него были часы, мрачно квакавшие "Ме-мен-то мо-ри" и мешок кофейных зёрен, отбитый у турков).
Ну и местная Маргарита - Маргрет - племянница отца Питера, страстно желающая быть ведьмой, но интересующая сатану куда меньше, чем булгаковская Маргарита. Ни непростая душа её, ни прекрасное тело юноше-сну не нужны.
Впрочем, он охотно организует её помолвку с секретарём местного инквизитора. Ничего хорошего ни для секретаря, ни для Маргрет из этого не выходит, зато зрителю чистое наслаждение - сцена словесной дуэли приблудного умника с ядовитым богословом господином Феертагом просто великолепна, особенно когда сатана начинает учить Феертага "правильно изгонять нечистого", советуя вкладывать в слова больше веры.
Вот, кстати, и сам господин Феертаг. Пришёл с розочкой, а тут сплошное колдовство, беззаконие, бездонный кувшин с вином, несанкционированный внесезонный виноград и какой-то нахал у тебя роль отбирает:
Уже сильно после фильма я узнала, что Габриэля Воробьёва, игравшего Траума, в фильме переозвучивали. Хотя, конечно, странно было бы надеяться, что к такой невероятной внешности, отличной пластике и просто продавливающейся сквозь экран харизме природа выдала бы человеку ещё и идеально подходящий для роли голос.
В фильме масса прекрасных деталей - продавец индульгенций, пытающийся продать сатане "последнее" место в раю "сладостное и недорогое". Или бродячие актёры, представляющие "пьесу о докторе Фаустусе и как его чёрт утащил" - нет. не знакомого нам "Доктора Фауста", а нормальный площадной театр, с сальными-сальными шутками, жирным бородатым мужиком в роле Маргариты, дьяволом, который соблазняет Фауста посулами типа: "Отрекись от девки! Отрекись от этой клячи - я три царства дам в придачу!"
Вот, кстати, и "Маргарита" ("Я одна, я бедна, его грехом соблазнена", "Жених любой мне будет кстати - пускай поспит в моей кровати" : Ну и прекрасное общение Филиппа Траума с сыном органиста, со всеми этими взаимными колючками: "Камень... Это то, что прячут за пазухой? Одни прячут за пазухой камень, а другие - книгу", "Прощайте. сударь! Мне вас жаль. Я желаю вам когда-нибудь хорошенько помучаться любовью к людям!" - "Прощай, Теодор. Мы ещё встретимся. Философом ты станешь намного раньше, чем органистом"
И вот этот момент с органом прекрасен:
Кстати, в диалоге с мальчиком Филипп Траум отлично формулирует два основных способа творить - "Набирайся гордости и всё забывай! "Но я не хочу забывать!" "Тогда вспоминай. Всё вспоминай." А потом таинственный незнакомец исчезнет, народ решит, что что-то давно никого не жгли, но тут по небу промчится Дикий охотник - и городу понадобится новый инквизитор.
PS Дописала и решила посмотреть, на что нынче похож сияющий Габриэль. Ну... шикарный костяк никуда не делся, хотя в чертах с возрастом появилось много драконьего.
ksaS, ну вот для меня - это очередное торжественное открытие Америки, поскольку готики в наших краях исчезающе мало, а в чужих краях мне и того меньше довелось бывать и видеть. А тут, благодаря твоему посту, прорисовалось и склалось.
Who needs video games when you can throw rocks at a lake for free(c)
один из моих любимых его очень долго не было в сети, потому что вроде как потеряли. и единственный вариант был купить на видеокассете, которую непонятно куда еще вставить) но потом нашли, оцифровали и это был праздник
Jiyouh, У меня он стал своеобразным "учебным пособием" - я его подсовывала старшим студийным детям, когда работали со средневековьем и ранним Возрождением.
Who needs video games when you can throw rocks at a lake for free(c)
ksaS, нет, не смотрела! а он чей и какого года?) гугл мне выдал сплошной хаос. вообще, мне периодически хочется сесть и копнуть глубоко в сказочное кино совковых времен. я помню, что его было достаточно, оно все было атмосферное, и хорошо сдвигало мозг. ведь было же какое-то польское\венгерское\чешское, кроме нашего. отдельные кадры в голове только остались, из серии "ну, они там шли в горах"
Jiyouh, Это вот: kinomusorka.ru/directors-director-ildiko-enedi-... - анонс лучше не читать. Странная такая красивая притча про человека, неосознанно вступившего в сделку с дьяволом. Средневековье там возникает в снах героя, и оно очень траумовское (одна сцена на мосту, который построил чёрт, чего стоит). Фильм медленный, удивительно красивый по картинке и по музыке. На роль "русского шахматиста" взяли Кайдановского (это отдельный пряник). Сказка, конечно, совершенно для взрослых, но отличная сказка. Для меня - одна из тех, где забываешь дышать в какие-то моменты.
А своды собора - никогда не замечала, а сейчас по контексту подумалось - похожи на крылья, которые чертил Май на стене.
Странная такая красивая притча про человека, неосознанно вступившего в сделку с дьяволом.
Средневековье там возникает в снах героя, и оно очень траумовское (одна сцена на мосту, который построил чёрт, чего стоит). Фильм медленный, удивительно красивый по картинке и по музыке. На роль "русского шахматиста" взяли Кайдановского (это отдельный пряник). Сказка, конечно, совершенно для взрослых, но отличная сказка. Для меня - одна из тех, где забываешь дышать в какие-то моменты.