Готовлюсь к Гойе, читаю, как обычно, пятнадцать источников сразу и время от времени хватаюсь за голову: "Так как к 1817 году Мануэль Годой уже скончался, его коллекция живописи стала доступна для осмотра".
Скончался он, как же.
Мануэль Годой благополучно пережил и Гойю, и свою хрупкую жену, которую Гойя когда-то писал, и свою любовницу-королеву, и своего "отставного" короля, и помер только в 1851-м. А коллекция его в 1817 конечно была доступна для осмотра. Специальным людям. Потому как в связи с некоторыми событиями (ну там ввод французских войск, отречение короля и прочее по мелочи) Мануэлю Годою резко стало не до своей коллекции, унести бы голову.
Проверяйте источники, люди. Ну хотя бы по крупным личностям.
Сегодня меня как бы между прочим спросили, не возьмусь ли я один день с утра вести у детей два урока ИЗО. Подряд. В школе, которая в полуторачасах (в хорошем раскладе) от моего дома и в часе от работы. В четверг, а вечерние лекции я читаю до сих пор по четвергам. Вдобавок к основной работе, ИЗО-студии по понедельникам, мастерклассам, статьям и тем самым лекциям. Рука у меня уже сама собой складывалась в фигу, но вместо этого потянулась к клавиатуре и отчего-то набила: - Не обещаю, но подумаю. Чую, с нового года у этих детей вместо двух девочек-психологов, преподающих на пару неведомо что, может случиться тётя, преподающая занимательную историю искусств. Но шамашедшая на всю голову.
Кинули ссылку на древний, но оттого не менее прекрасный текст о том, как писать про секс: ucheba-book.livejournal.com/8383.html Не удержусь - процитирую кусочек:
"4. Если уж вам так хочется писать про позы (может, вы математик и защищали диссертацию по теме "Частные эвристики как условие включения учащихся в поисковую деятельность на уроках стереометрии" - не пишите про переживания. Если вам так уж хочется писать про переживания (может, вы девочка) - не пишите про позы. Если автор пытается писать и про позы, и про переживания, то, за редчайшими исключениями, текст напоминает описание какого-то нехорошего медицинского эксперимента ("Он поставил ее раком, и у нее внутри все затрепетало", - Господи, помилуй! Фибрилляция сердечных желудочков! Четыре лидокаина! Мы ее теряем! Мы ее теряем!!!)"
Дрю Берримор и Стивен Кинг. Учитывая, что она снималась примерно лет в 8 в "Кошачьем глазе", а он слеплен из нескольких кинговских новелл, в том числе и из "Корпорации "Бросайте курить", выглядит особенно провокационно.
В четверг рассказывала народу про Тициана. Как обычно веселились много, но едва ли не самое большое веселье вызвала мрачная, строго говоря, история про то, как молодой и наглый Тициан, вдохновившись приглашением поехать в Рим поработать на Папу (но не собираясь туда ехать, потому что там художников было и так сверх штата, и треть из них - именитые) решил подсидеть своего учителя Беллини и отобрать у него сенсерию. Это такая штука, которую сейчас иногда расшифровывают, как должность придворного художника при Совете десяти и которая на самом деле - должность "соляного маклера" при Немецком подворье. То есть, раз ты художник, то разбираешься в химикатах и не позволишь немцам продавать нам всяку туфту. И будет тебе за это почёт и уважение и солидное жалование, не облагаемое налогом, оплата мастерской и двух подмастерий. Ну и порисовать для Совета тоже придётся - за отдельные (но небольшие) деньги. Тициан место себе практически добыл, мастерскую снял (в недостроенном дворце, со стеклянным потолком и личным причалом), но тут проснулся дедушка Беллини и выдал наглецу по сусалам да так, что никому мало не показалось. Новый совет (дедушка как раз подгадал к смене состава) быстренько отменил решение старого и Тициан остался как дурак - без сенсерии и жалования, но с оплаченной мастерской (тут его пожалели). - А дальше, - говорю я, вдохновенно размахивая руками, - он сидел и ждал, когда же мимо проплывёт труп учителя. - По Большому каналу, - дополняют из зала.
Круче было только когда к рассказу о как бы выхваченных им из чумного костра картинах Джорджоне (представляете себе размер "Спящей Венеры"? А она там была не одна. ) из зала донеслось: - Мессир, вообразите!
Раньше я смотрела этот фильм, не сводя глаз с Высоцкого, теперь - с Петренко. В этой абсолютно театральной вещи с мультипликационными вставками, живыми рабочими на карте Петербурга, домами в разрезе, нарисованными кораблями, проплывающими фоном и прочими (прекрасными, на самом деле) находками, позволяющими при минимальном бюджете сделать мощный фильм, он чуть ли не единственный, кто смотрится совершенно настоящим и естественным - с грязью этой на белых чулках, с манерой вытирать перо о собственные волосы, прежде чем что-то торопливо подмахнуть, с этим страшным замахом топором, когда он вышибает клинья, спуская в Неву полный людей неконопаченный корабль, с рычащим: - Я вас научу с какого конца ррредьку есть!, с радостным гоготом, когда невская вода захлёстывает всех этих неуклюжих кавалеров, барышень с кораблями на головах, голландских и немецких купцов, карлиц - полное "топи всех, Господь разберёт своих". Невозможно прекрасен.
Кстати, тут пару дней назад моей прекрасной дочери внезапно стукнуло 20. Я от осознания этого была в таком ужасе, что аж целых пару дней считала, что ей будет 21, и только подсчёт с загибанием пальцев принудил меня год убавить. По этому поводу мы гостей не звали, чепчики в воздух не бросали, а пошли 22-го на концерт Бутусова с его Ю-Питером. И всё, кроме двух глубоко философских (и очень занудных) песен в начале и двух мужиков, скачущих и поющих за нашими спинами половину второго отделения, было хорошо весьма. А отдельно прекрасен был видеоряд. К вот этой вещи, к примеру:
Причём припев у "Людей" - это точно про мою девочку. А ещё дайте ей чешуйчатый хвост, крылья, пожалуйста, перепончатые и четыре метра роста.
Готовлюсь к лекции о Тициане и постоянно ржу над бедными биографами, начиная с Вазари. Ему-то небось казалось - "о, как круто! живой Тициан, в одно время с Леонардо, Рафаэлем да Микеланджело пожить успел, а всё ещё в своём уме и крепкой памяти - вот он мне сам-то свою биографию и сольёт!" Откуда ж ему знать, что Тициан будет врать, как сивый мерин - где потому что любит для окружающих быть лет на десять постарше, где - потому что не хочет, чтобы обвиняли в присвоении работ Джорджоне, а где так, для красного словца. А ты потом сиди и расплетай, какого чёрта он либо так поздно занялся искусством, либо прибавил себе лет (да для солидности, приятно знаете ли, писать королю Филиппу II: "мне уже 92 года" - сразу уважать начинает) и каким образом у него в мастерской оказалось полно картин Джорджоне, если по Вазари он с учителем рассорился за два года до смерти Джорджоне (да не ссорились они, не ссорились. А картины - да, прибрал, не пропадать же добру.)
Если бы у меня было много-много времени и денег (и зрение как пять лет назад), я бы послала к чёрту работу и копировала бы маргиналии из старых рукописей века 14-15. Чисто для удовольствия. Потому что невыносимо прекрасны все эти конструкторы.
Дочитала кинговское "Возрождение". Не могу отделаться от мысли, что кто-то сказал сею Стивену (тот сынище, что писатель, к примеру): - А слабо написать книгу по присказке? - Да говно вопрос, - ответил Кинг, который и не такие трюки проделывал, - По какой? - Да вот хотя бы по "дорога в ад вымощена благими намерениями". - Усложняем задачу, - говорит Кинг, пишу по полной версии. Там дальше : " ..и освещена электрическими фонарями". И написал.
Ощущение же от неё у меня полностью описывает старая байка про то, как сварить лягушку. Причём в роли лягушки - читатель. Всё хорошо-мирно, сидишь в кастрюле, сидишь в кастрюле, почти ничего не происходит, пара покойников при автокатастрофе и один завязавший героиновый наркоман не в счёт, сидишь себе в кастрюле. значит, хорошо, уютно - всё, привет, кипим и прыгать поздно.
Только он так умеет.
А ещё это, как почти всегда у Кинга книга про надежду и внутреннюю силу. И про правильные поступки, которые не можешь не совершить (даже если совершая их ты поворачиваешь ключ двери в ад). А вовсе не про страх перед смертью. Что он там не видел, старый сей Стивен Кинг.
Смонтировали и выложили мой трёп про прерафаэлитов - два часа болтовни, перемежаемой комментариями и здоровым гоготом слушателей. Кто желает - заходите смотреть. Правда я там постоянно называю Алексу Уайлдинг Алисой, забыла упомянуть про смерть Росетти, не процитировала пару-тройку кусков из теоретиков, ну и ещё всякое по мелочи... И звук иногда уходит. Но в целом сносно.
Дочитала детектив "Девушка полночи" Катарины Бонда и вот, что я вам могу сказать. 1. - Польский женский детектив это не только покойная любимая пани Иоанна Хмелевская, но и что-то серьёзное тоже. 2. Дорогая пани Катажина, если в своём следующем романе вы опять оставите кота капитана Духновского наедине с куском явно протухшей скумбрии и так до самого конца и не скажете - жив ли кот и принесли ли ему нормальной еды - я напишу на вас отвратительную рецензию. Людей убивайте сколько угодно, а со скотиками так нельзя.