Праздный мозг - мастерская дьявола
На вчерашней лекции по Хальсу процитировала народу два критических мнения - одно 1660 года, второе - 2012. И даже не знаю, какое из них мне противнее - пафосная тирада голландца, которому была непонятна "мазня" старого мастера или кисло-сладкий отзыв современной дамы, одновременно пытающейся и погладить и укусить (хорошо, что Хальсу и хула, и хвала давно пофиг).
Первая реплика принадлежит второстепенному поэту Ватерлоо и относится к портрету ныне совершенно забытого проповедника Лангелиуса:
"Старый Хальс, зачем попытался ты написать Лангелиуса? Твои глаза слишком слабы для света его учёности, твоя негибкая рука слишком груба и неискусна, чтобы выразить сверхчеловеческий несравненный дух этого человека и учителя. Пусть Харлем хвалится твоим искусством и шедеврами твоей молодости, наш Амстердам будет мне свидетелем - ты и наполовину не понял сущности его света".

На вторую я внезапно наткнулась среди комментариев "в контакте", откуда выцарапывала неплохо отснятые фрагменты живописи: "В старости Халс уже не пишет, а мажет, не отделывает, а накладывает краски, выдавая последние усилия удивительного глаза и безукоризненного воспитания (думаю, дама имела в виду "художественное воспитание" ). В 1666 году он подписывает своим именем портреты смотрителей и смотрительниц госпиталя стариков. Головы сделаны как бы вкратце, руки отсутствуют, если искать в них форму и суставы... Бессилие кисти он восполняет тонами, которые дают видимость бытия тому, что не существует более. Все ему изменило. Художник на три четверти угас, но остались ощущения мастера, чистые, как золото..."


Первая реплика принадлежит второстепенному поэту Ватерлоо и относится к портрету ныне совершенно забытого проповедника Лангелиуса:
"Старый Хальс, зачем попытался ты написать Лангелиуса? Твои глаза слишком слабы для света его учёности, твоя негибкая рука слишком груба и неискусна, чтобы выразить сверхчеловеческий несравненный дух этого человека и учителя. Пусть Харлем хвалится твоим искусством и шедеврами твоей молодости, наш Амстердам будет мне свидетелем - ты и наполовину не понял сущности его света".
Самое смешное, что статья в вики про Лангелиуса проиллюстрирована именно этим портретом.

На вторую я внезапно наткнулась среди комментариев "в контакте", откуда выцарапывала неплохо отснятые фрагменты живописи: "В старости Халс уже не пишет, а мажет, не отделывает, а накладывает краски, выдавая последние усилия удивительного глаза и безукоризненного воспитания (думаю, дама имела в виду "художественное воспитание" ). В 1666 году он подписывает своим именем портреты смотрителей и смотрительниц госпиталя стариков. Головы сделаны как бы вкратце, руки отсутствуют, если искать в них форму и суставы... Бессилие кисти он восполняет тонами, которые дают видимость бытия тому, что не существует более. Все ему изменило. Художник на три четверти угас, но остались ощущения мастера, чистые, как золото..."
Второй отзыв, как вы понимаете, про жуткие как сам ад, портреты попечителей харлемской богадельни, написанные 82-летним художником:


Зато человек, бывший на вчерашней лекции, сегодня утром рассказал Хальса в одной фразе: "Хальс писал паузы между мгновениями".
А такие мнения, как второе, в гробу я видал. В белых тапках. >_<
Кажется, понимаю, в чём жуть этих групповых портретов. Огрехи огрехами... Нуждаются ли такие в человеческой форме вообще?..
Я уже начинаю подумывать, а не канючить ли записи ваших лекций. Ну, аудио. Если кто-то вдруг записывает.
заказы, устроенные по старой памяти и почти из жалости
ужасно.(( и вот жалеешь, жалеешь так художников прошлого, а нынче ведь тоже наверняка немало тех, кто творит, но невостребован, несмотря на все интернеты.
А про эту версию я не знал, но сразу же по прочтении поста предположил нечто подобное. Да, оно слишком... шаблонно-пафосно, что ли, чтобы ещё и тут быть правдой.